Разгонит ли Аваков избирательные комиссии?
18 февраля – был последний день для создания Центральной избирательной комиссией Украины окружных избиркомов (п. 35 календарного плана). Через несколько дней они должны начать свою работу, и значит, тысячи людей в 199 ОИКах окажутся перед проблемой оплаты их труда: будут ли доплачивать за работу штабы кандидатов или рассчитывать только на государство?
По закону (ч.4 ст.29), только четыре члена ОИК будут получать зарплату. Да и то — мизерную, предусмотренную постановлением Кабмина №966 от 28.07.2004. Все остальные, могут рассчитывать только на оплату работы в день голосования и подсчета голосов. Согласно постановлению ЦИК № 226 от 08.04.2014, это 14% от прожиточного минимума за 3 дня подсчета голосов – то есть 807 грн. за вычетом налога! Если будет экономия фонда оплаты труда в ОИКе, то примерно столько же можно будет получить в качестве единовременной помощи.
Участковых комиссий должно быть создано 29,8 тыс. ДВК – это 400-500 тыс. членов комиссий! В них указанную зарплату получат по три члена комиссии. Остальные могут рассчитывать лишь на 14% от прожиточного минимума за 2 дня голосования и подсчета голосов, то есть на 538 грн. за вычетом налога! А также единовременную помощь – не гарантированно, ведь ее часто разворовывают.
Как ни странно, но подделка постановлений избиркомов о размере такой «премии»-помощи, относится к самой массовой категории подделываемых документов, выявляемой и преследуемой правоохранительными органами! Видимо, вопросы результатов волеизъявления опасно затрагивать офицерам полиции и прокурорам – а так с чем-то боролись в избиркомах, регулярно получая обвинительные приговоры по результатам следствия…
Последствия низкой оплаты в избиркомах
Все дело в том, что «сетки» подкупа стали практически основным механизмом набора голосов. И если у тебя есть люди, которые гарантированно будут мобилизованы на участки – зачем тратиться на махинации в избиркомах? Точечный саботаж участков с высоким рейтингом оппонентов, порченые бюллетени и переписанные протоколы подсчета голосов могут стать проблемой в будущем – а вот реальных живых людей из «сетки» можно использовать и после выборов. Например: в борьбе с оппонентами по распилу местных бюджетных потоков – пикетировать местную власть (опыт «команды Шахова» в Северодонецке). Или для голосования по проектам «бюджету участі» — опыт отмены результатов голосования в Житомире. Действительно: зачем городской власти подкармливать чужие сетки под видом общественных проектов?
Низкая оплата и снижение заинтересованности штабов тратить 20-40% бюджета избирательной кампании на работу в комиссиях, приводит к следующему:
*снижение квалификации — профессионалам просто не предложат нормальные средства за работу в комиссии;
*потеря воли – нет смысла защищать и бороться за что-то, проще игнорировать все проблемы и недочеты, чтобы быстрее закончить полу-бесплатную работу (а не растягивать на повторные подсчеты и следственные действия);
*рост влияния админресурса, который может принудительно направить бюджетников работать в комиссии – а они авторитетны для других членов комиссий из числа бедных маргиналов/безработных/многодетных (кому и 500 грн. важны);
*ухудшение качества подсчета и установления результатов волеизъявления – в некоторых территориальных комиссиях по местным выборам-2015 наделали ошибок даже с распределением мандатов депутатов облсоветов/райсоветов между партиями;
*ухудшение качества работы по исправлению реестра избирателей – при мизерной оплате не очень хочется дотошно искать всех избирателей, которым напечатано приглашение на день голосования на твой участок (и тем более, потом изготавливать постанову ДВК об обращении в орган ВДРВ);
*проблемы с формированием избирательных комиссий (в малых селах и по политическим мотивам на Донбассе – когда «копейки» не перевешивают обиду).
Резонанс от Авакова
На этом всем фоне, видимо руководствуясь мудростью «благими намерениями – вымощена дорога в ад», МВД озвучило целый ряд любопытных утверждений. Одно из них – что доплаты членам комиссий от кандидатов не предусмотрены законом и буду трактоваться как подкуп:
законодавство не передбачає додаткову оплату членам комісій, поза державним бюджетом
Чтобы не думали, что это опечатка или оговорка – продублировали на сайте МВД 2 раза:
«У МВС пояснили, як повинна фінансуватися передвиборча кампанія»: ««Оплата праці агітаторів, спостерігачів, додаткові доплати членам виборчих комісій — заборонені виборчим законодавством. Якщо особа отримує готівкою будь-які гроші за проведення агітаційної роботи — це незаконно», — вказав радник міністра.»
Все последующие совещания по областям и информация о правонарушениях во время избирательного процесса, не касались напрямую членов избирательных комиссий – акцентировалось внимание на оплату агитаторов. Однако и опровержения не последовало: то ли окружкомы и тем более участковые комиссии не сформированы – поэтому полиция не ловит получивших дополнительную оплату; то ли члены избиркомов будут исключены из фокуса внимания вместе с агитаторами и наблюдателями.
А как все-таки по закону?
В законе о выборах президента Украины есть явный пробел с оплатой членов избирательных комиссий: есть оплата за счет государства согласно ст. 40 и отсутствует прямой запрет получать дополнительную оплату из других источников. С учетом ч.1 ст. 19 Конституции Украины, это можно трактовать как возможность получения дополнительной оплаты членами комиссий.
Эту дополнительную плату можно обосновать и функциональными обязанностями членов избирательных комиссий. Они выполнят две функции: и общегосударственную – по организации голосования и установлению результатов волеизъявления; и контроля со стороны кандидатов – получение номерного экземпляра протокола подсчета голосов, а также ознакомления со всеми документами (которые не может трогать наблюдатель – очень важная норма п. 4 ч. 5 ст. 29).
Если штаб не будет платить членам комиссий, то как он будет ставить задачи по проверке документов? Например:
* часто фальсифицируемые заявления о согласии работать в участковых комиссиях (как правило, захватывают квоты и потом проводят замены);
* пригласительные избирателям (их разнесли или оставили на участке, чтобы тем самым понижать явку и создавать проблемы в день голосования – очереди для выяснения под каким номером в списке избирателей и к какому столу членов комиссий идти?);
* заявления о голосовании на дому, которые пачками приносят в пятницу, чтобы в субботу перед днем голосования включить в извлечение из списка избирателей для голосования по месту нахождения;
* списки избирателей и контрольные талоны выданных бюллетеней – выявлять выдачу избирательных бюллетеней другим гражданам вместо умерших / выехавших / не собиравшихся голосовать;
Как направляются ходоки и им по их паспорту выдают бюллетени за других граждан – читайте в приговоре, который стал возможен из-за показаний студента, которого вербовали так ходить и голосовать за других. — Наблюдатель и другие члены комиссии с расстояния не видят, на чью фамилию предъявляют паспорт и за кого расписываются в списке избирателей. И только сверка подписей в списке избирателей в конце дня голосования со списком умерших/выехавших дает возможность увидеть проблему – и то, будут говорить «не там избиратель» расписался. А значит, нужно смотреть есть ли такая же подпись в контрольных талонах бюллетеней, — у другого члена комиссии, сидящего за этим столом в «двойке».
Бывает проще – член комиссии расписывается за избирателей и сам голосуетза двоих 2*4 бюллетенями. Наблюдатель не может это зафиксировать сам – члены комиссий переворачивают документы с подписями или накрывают другими, а трогать документы нельзя. После подсчета голосов все будет запаковано в пакеты избирательной документации, добиться распечатывания которых весьма непростая задача.
А так свой член комиссии подходит, знакомится по закону (п. 4 ч. 5 ст. 29) – игнорируя возмущения, а наблюдатель рядом фотографирует. Детальнее об этой технологии «календарик в паспорте» планирую написать в следующих публикациях – по проблемам реестра избирателей, а также смелых заявлений Авакова не допустить голосования за заробитчан.
Варианты развития ситуаци
Как говорится, нет худшего стихийного бедствия – чем гипер-инициативный и энергичный дурак. Вряд ли американцы так инструктировали Арсена Авакова, чтобы он распугал членов избирательных комиссий и создал предпосылки для паралича избирательного процесса. Не очень верится и в совместную работу с командой Петра Порошенко – распугать независимых членов избиркомов, и создать механизмы подстраховки результатов большинством под Порошенко. То есть, порчи бюллетеней; признания их не подлежащими учету (голосования по сомнительности контрольных листов избирательных урн); срыва голосований; признания голосования недействительным; переписывания протоколов и тд.
Так что остается надежда, что руководство МДВ дезавуирует свое заявление, и не будет преследовать членов комиссий за получение дополнительной платы. Тем более, уголовные дела развалятся – оплата членам комиссии дается не за правильное голосование (нет состава ст. 160 Уголовного кодекса).
Что касается штабов, то уже можно прогнозировать рост мошенничества – переполовинивания средств, выделенных на оплату членов комиссий. Всегда можно на «голубом глазу» рассказывать, что мы планировали заплатить – но полиция запретила, так что может после выборов как-то. А доноров отговаривать перечислять напрямую членам комиссий на банковские карточки или отделения «Укрпочты» в селах: опасно, ведь полиция может получить списки и сопоставить с членством в избиркомах!
Если штаб будет принципиален, то можно легко обойти запрет и даже саботаж полиции: закон не запрещает совместительство – а значит, можно всех членов комиссий взять на формально другую работу (по срочному трудовому договору на 1 месяц). А в избиркомы отпускать согласно норме ч.4 ст. 29 и общей норме ст. 119 КЗоТ. Или же выплатить им официально помощь из благотворительных фондов.
Зато насчет конкурентов, штабы могут писать заявления о преступлениях и требовать расследования, ссылаясь на вышеуказанную позицию МВД. Идея проста: если следствие начнет тягать членов комиссий от конкурентов – они откажутся работать.
Если МВД будет последовательным, то должно потребовать у Кабмина и нардепов нормальной оплаты труда членов комиссий – хотя бы на уровне 3-5 минимальных заработных плат в месяц для освобожденных членов комиссий. А для остальных привлеченных – на уровне 1-2 минимальных зарплат за работу до дня голосования, а потом на уровне 20% МЗП за каждый день работы при подсчете голосов. Нехорошую традицию требовать профессиональной и честной работы при нищенской оплате труда, нужно прекращать!
Хотя я не верю, что власть на это пойдет: только дадут легальную возможность зарабатывать на выборах сотням тысяч граждан – работой в избиркомах, как идея ежегодных перевыборов станет популярной в массах. Распускайте парламенты, досрочно переизбирайте утративших рейтинги президентов – дайте нам заработать в комиссиях! Одно дело сделать «сеть» и 5 лет грабить – и другое, если через год будут новые перевыборы…
Богдан Бондаренко