Электроэнергия подорожает на 50%, а тепло – на 20% уже в этом году: новые тарифы ошарашат каждого

 

Во властных коридорах в очередной раз возник вопрос об отмене положения о спецобязательствах (ПСО). Это механизм, предусматривающий компенсацию затрат для энергокомпаний и позволяющий уменьшить размеры коммунальных платежей для украинцев.

Действие режима ПСО должно было закончиться 30 апреля. На этом, в частности, настаивал Международный валютный фонд (МВФ) как на обязательном условии для возобновления сотрудничества с Украиной.

Цену до мая зафиксировали

Кабинет министров продлил действие этого спецрежима до 1 мая, рассказала UBR.ua эксперт в сфере энергетики и ЖКХ Мария Яковлева.

“Это значит, что для населения цена на электроэнергию будет сохранена на уровне 1,68 грн/кВт⋅ч до 1 мая 2021 года”, – констатировала она.

Эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук в разговоре с UBR.ua продление ПСО назвал вмешательством в ценообразование на энергорынке. Фактически это означает нарушение пунктов меморандума с МВФ.

Ключевой вопрос в том, чтобы население начало платить за электроэнергию “в соответствии с себестоимостью ее производства плюс затраты на обслуживание этого процесса”, говорит эксперт.

По подсчетам Корольчука, в цене 1,68 грн/кВт⋅ч только 1,65 грн/кВт⋅ч составляют затраты на распределение электроэнергии. Остается 3 копейки за киловатт⋅час – естественно, это слишком низкий тариф.

Конечная цель – это тарифы для населения в пределах 3,5-4 грн/кВт⋅ч. Такие расценки установлены, например, в Румынии и Болгарии. Как промежуточный можно принимать тариф в 2,5 грн/кВт⋅ч.

По словам эксперта, ранее обсуждалась градация потребителей. Например, те, кто будет потреблять до 100 кВт⋅ч – для них тариф прежний, 1,68 грн. Если в пределах 300-400 кВт⋅ч/мес. – уже до 3 грн/кВт⋅ч. Если от 300 кВт⋅ч/мес. и больше – то расценки могут начинаться уже с 4 грн/кВт⋅ч.

Как бы ни поступило правительство, но транша МВФ до конца 2021 года Украине не видать, убежден Юрий Корольчук.

Если ПСО продлится на май-июнь, то до июля – когда начнутся каникулы в МВФ – договориться стороны не успеют. “Переговоров как таких нет. В принципе, это довольно длительный процесс”, – объяснил он.

Что касается простых потребителей, то в случае повышения тарифа даже до 2,5 грн/кВт⋅ч и ежемесячном потреблении около 100 киловатт придется платить уже 250 грн, а не как раньше – 170 грн.

По подсчетам сопредседателя Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича, тариф 3,5 грн/кВт⋅ч имеет экономическое обоснование.

“Эта цифра покрывает все издержки при поставках электрической энергии конечному бытовому потребителю очень усреднено”, – отметил он.

По его словам, перекрестное субсидирование приобрело угрожающие размеры. По подсчетам Нацкомиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг, оно составляет 50-80 млрд грн.

“Диспропорция на рынке столь существенна, что простых решений не существует”, – констатировал эксперт.

Если повысить до 3,5 грн/кВт⋅ч расценки для простых потребителей, то многие из них просто не заплатят. А некоторые недовольные вполне могут начать “брать штурмом облгосадминистрации или офисы энергокомпаний”, предположил Дмитрий Марунич.

Откуда взялось перекрестное субсидирование

После 2014 года Украина стала активно кредитоваться в МВФ. Основным условием такого сотрудничества было – четко определиться с экономической политикой.

“Это абсолютно стандартное требование любого банка, который выдает кредит. Любой банк хочет понимать где и как будет зарабатывать заемщик, чтобы вернуть взятый кредит”, – объяснила Мария Яковлева. Отметив, что для МВФ можно назвать “банком для государств”.

По ее словам, наша страна в 2014 году задекларировала создание свободного, конкурентного, недискриминационного рынка. Но для его создания необходимо было выполнить “домашнюю работу” – убрать монополии. То есть убрать олигархов.

“Свободный, конкурентный, недискриминационный рынок при наличии 100% монополии, независимо государственная она или частная, не имеет ни малейшего шанса родиться”, – подчеркнула эксперт в сфере энергетики и ЖКХ.

В 2015 году был принят закон о рынке природного газа, а в 2017-ом – закон о рынке электрической энергии. Но эти рынки так и не родились, потому что “власть бережно хранит свои монополии”, отметила Мария Яковлева.

По ее словам, у населения “нет таких зарплат и пенсий”, чтобы удовлетворить все “аппетиты” монополистов. “А в госбюджете такая “дыра”, что через нее можно увидеть другие галактики во Вселенной”, – обрисовала ситуацию Мария Яковлева.

Как следствие, страна пришла к “запрограммированному коллапсу”, когда власти очень нужны деньги и их можно взять под “подъемные” проценты только в МВФ. Но для этого нужно показать успехи в создании рынка.

“Демонстрировать, к сожалению, нечего, потому что тотальная охрана монополий не позволила даже создать предпосылок для рождения рынка”, – подчеркнула она.

Тарифы на тепло скаканут на 20%

Отмена ПСО приведет к коллапсу всей энергосистемы, убежден глава комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Общественного совета при КГГА Олег Попенко.

По его словам, подобные действия наряду с огромными неплатежами потребителей, долгами теплокоммунэнерго (ТКЭ) перед НАК “Нафтогаз Украины” приведет к катастрофе.

“Уже сегодня в связи с высокой стоимостью газа у ТКЭ нет денег для капитального ремонта сетей и оборудования. Практически все органы местного самоуправления урезали бюджеты капремонтов”, – констатировал он.

По его прогнозам, тарифы на тепло в любом случае вырастут на отопительный сезон 2021-2022 гг. Высокие цены от НАКа “вымыли” все оборотные деньги у ТКЭ – они в больших долгах перед “Нафтогазом”, и других способов, кроме как поднять тарифы, не знают.

“Поэтому нас ждет очередное подорожание тарифов на тепло ориентировочно на 20-22%”, – спрогнозировал Олег Попенко.

Какими будут платежки

В качестве примера Попенко привел ежемесячную платежку за двухкомнатную квартиру площадью 50 кв. м в Киеве.

Если раньше при наличии узла учета за нее платили в среднем 1,8-2 тыс. грн, то со следующей осени за тепло придется раскошелиться на 2,5-2,7 тыс. грн.

То же касается и счетов за электроэнергию в случае отмены ПСО. Если раньше жители квартиры в 50 кв. м платили за электричество до 300 грн/мес., то в дальнейшем размер платежки вырастет до 500 грн.

У Марии Яковлевой расчеты несколько отличаются. Например, если у “двушки” (те же 50 кв. м) нет электроплиты – среднее потребление составляет 300 кВт⋅ч. Если есть – тогда 500 кВт⋅ч.

До последнего поднятия цен на электроэнергию в первом случае будет 432 грн/мес., во втором – 768 грн/мес.

После поднятия цен (ежемесячно):

без электроплиты – 504 грн;
квартира с электроплитой – 840 грн.
Если цену на электроэнергию сделают “рыночной” на уровне 3,4-3,8 грн, то тогда будут совсем другие цифры:

без электроплиты минимально 1020 грн/мес.;
с электроплитой – 1700 грн/мес.
“Приблизительно на 10% подрастет квартплата. Следом нас ждет повышение тарифа на воду”, – спрогнозировала Мария Яковлева.

Она предположила, что властям к осени еще понадобятся деньги в бюджет. Тогда МВФ может спросить: “Где же рыночная цена на газ?”

На сегодня цена кубометра “голубого топлива” для промышленности составляет около 12 грн с учетом транспортировки, для населения – 6,99 грн.

“Сделав цену на газ “рыночной” для населения, получим 12-15 грн/куб. м”, – подсчитала эксперт. Учитывая, что в цене на отопление 80% составляет стоимость газа, то платежки за тепло поднимутся почти вдвое.

“Это приведет к суперприбылям монополистов и полному коллапсу системы ЖКХ. Потому что практически все население вынуждено будет обратиться за субсидиями, а госбюджете на это денег нет”, – констатировала она. Напомнив, что в Украине уже возникала похожая ситуация в 2015-2017 гг.

Тогда после повышения цен на газ в семь раз, 60% населения стали субсидиантами. Фонд субсидий достиг приблизительно 100 млрд грн в год, а монополисты получали сверхприбыли.

“Если сюда же добавить “рыночную” цену на электроэнергию, то в принципе никакой войны не надо…”, – подчеркнула она.

Для того, чтобы разорвать такой “замкнутый круг”, нужно убрать монополии – то есть олигархов, убеждена эксперт. “Но кто сегодня способен это сделать? Вот главный вопрос”, – подытожила Мария Яковлева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *