2020: Чего ждать?
Наступивший 2020 г. не обещает украинцам изменений к лучшему и “подарков” в экономике. В чем-то это даже хорошо: нет напрасных иллюзий, которые в дальнейшем превратятся в разбитые надежды.
Продолжение следует
Основания для негативных прогнозов были заложены в 2019 г. Украинская экономика имеет ряд серьезных уязвимостей.
Она базируется на сырьевых секторах (сельское хозяйство и черная металлургия) и потому обречена на дефицит внешнеторгового баланса.
Его приходится закрывать валютными займами, а отдавать их с процентами. Поэтому с каждым годом Украина все глубже увязает в долгах.
Пик выплат страна благополучно миновала в ушедшем году, вернув кредиторам в общей сложности $15,7 млрд (выплаты по валовому внешнему долгу).
Из них $9,1 млрд включают выплаты по долгам правительства в лице министерства финансов, Национального банка Украины и госкомпаний. Тем не менее, вздыхать с облегчением рано.
НБУ в своем свежем квартальном отчете указывает, что, хотя в 2020 г. государству предстоит меньше отдавать, чем в 2019 г. – все равно выплаты будут колоссальные.
По расчетам Нацбанка, в 2020-2022 гг. Украине надо заплатить только по валютной части госдолга свыше $24 млрд.
Выплаты по валовому внешнему долгу в 2020 г. составят $17,059 млрд, т.е. даже больше, чем в 2019 г. Но здесь большая часть придется на платежи частных компаний и банков.
При этом на приток долларов и евро рассчитывать не приходится: из года в год экономика страны тратит больше валюты на импорт товаров, чем зарабатывает от собственного экспорта.
Итак, если все предыдущие годы мы торговали в “минус”, т.е. в убыток – какие основания ждать выхода в “плюс” в наступившем году?
Несложно заметить, что отрицательный итог внешней торговли нарастал, но изменил динамику и вышел в “плюс” после шокового обвала курса гривны в 2014-2015 гг.
А затем снова начал расти угрожающими темпами. Это означает, что вероятность дальнейшей девальвации гривны до $/30 грн. и ниже – остается реальной, несмотря на заметное укрепление курса в IV кв. 2019 г.
Это 24 декабря подтвердил и глава Минэкономторга Украины Тимофей Милованов, заявив: “Мы все равно ожидаем, что будет определенная девальвация”.
Впрочем, прогнозы экспертов для гривны довольно оптимистичны.
Например, “Альфа-банк” (Украина) ожидает средний обменный курс в 2020 г. на уровне $/26,15 грн. по сравнению с фактическим $/25,72 грн. по итогам 2019 г. Т.е. “проседание” гривны если и будет, то небольшим.
С другой стороны, IV кв. 2019 г. показал, что сам по себе обменный курс не так сильно влияет на цены в магазинах, как это представлялось ранее.
Проблема для граждан как конечных потребителей всех товаров и услуг не столько в курсовых колебаниях гривны, сколько в отсутствии вменяемого государственного ценового регулирования.
Очевидно, что Антимонопольный комитет Украины с этой задачей не справляется. А государственную ценовую инспекцию при министерстве экономики “реформаторы” благополучно ликвидировали еще при Владимире Гройсмане.
Тариф-шоу
Точно так же очевидно, что в наступившем году не стоит ожидать существенного снижения тарифов ЖКХ – хотя европейские цены на газ в этом отопительном сезоне куда меньше, чем в предыдущем.
Да и скандальная формула “Дюссельдорф+” уже не действует при определении стоимости газа для населения (теперь это лишь один из возможных вариантов, который может быть принят).
И тем не менее: если Кабмин Украины и Национальная комиссия регулирования энергетики и коммунальных услуг вопреки обещаниям президента Владимира Зеленского не захотели не смогли снизить тарифы ЖКХ в IV кв. 2019 г., на старте отопительного сезона – то сейчас, в его разгар, они тем более не станут этого делать.
И здесь не стоит обманываться относительно итогов заседания Совета регионов, состоявшегося 24 декабря под председательством В.Зеленского. На нем президент строго отчитал нерадивых правительственных чиновников за высокие тарифы ЖКХ и потребовал их снижения. Но что ответил ему премьер Алексей Гончарук?
Прямая цитата: ” Мы, на уровне правительства, сегодня приняли постановление, которое фактически позволяет на местах учесть рыночную цену на газ. То есть можно откорректировать то, что люди получат в своих платежках на разницу между рыночной ценой и той ценой, которая заложена в настоящее время в тарифе. Фактически можно отреагировать, работая по рыночной логике”.
“Можно откорректировать” и “будет откорректировано” – чувствуется разница? И еще следует обратить внимание на слова “позволяет на местах”.
Т.е. Кабмин просто “перевел стрелки” на местные власти в лице горсоветов и облсоветов, снимая с себя ответственность за ситуацию.
Но затем, 27 декабря А.Гончарук заявил, что местные советы уже начали снижать тарифы на отопление. В качестве примера он привел г.Кропивницкий (ранее – Кировоград).
Там тариф на отопление с 1 декабря (т.е. задним числом) решили уменьшить на 28,7%. Также, по словам премьера, тарифы пошли вниз в Житомире и Кривом Роге.
Казалось бы, тарифная справедливость наконец-то восторжествовала. Но, как выяснили СМИ, это не совсем так. Как обычно, не обошлось без подводных камней.
К примеру, в том же Кропивницком в октябре (перед стартом отопсезона) тарифы подняли с 43 до 54 грн./м2., т.е. на 25,6%.
Теперь их снижают на 28,7% – получаем 38,5 грн./м2. в декабрьских платежках. Итого реальное снижение составит всего 10,5%. Тогда как цена импортного газа в ноябре упала на 47,5%.
И это в валютном эквиваленте, без учета укрепления курса гривны к доллару на 20%. Аналогично в Житомире и других городах, упомянутых А.Гончаруком.
Многие сталкивались с подобной мошеннической практикой в торговых сетях: когда сначала цены на товар повышаются, а потом с большой помпой объявляется “распродажа со скидками”.
В данном же случае в роли “кидал” выступает высшее руководство страны. Ведь даже это минимальное символическое снижение “под елочку” – только на 1 мес.
Потому как уже с 1 января в стране существенно повышаются тарифы на транспортировку газа по магистральным и распределительным сетям.
Т.е. газ для потребителя снова подорожает. И у властей появится “законное” основание вернуть тарифы за отопление и горячую воду на прежний уровень.
В пользу этого предположения говорит и отсутствие председателя Национальной комиссии регулирования энергетики и коммунальных услуг Оксаны Кривенко на упомянутом совещании под руководством В.Зеленского.
Хотя вопрос по снижению тарифов ЖКХ президент должен был адресовать именно ей, а не премьеру. В частности, тот же тариф на транспортировку газа устанавливает не Кабмин, а НКРЭКУ.
И как раз тот факт, что 24 декабря отдуваться перед телекамерами пришлось А.Гончаруку, а не О.Кривенко – указывает на цирковой характер мероприятия.
Его целью был не предметный разговор с постановкой конкретных задач и сроков выполнения, а демонстрация добрых намерений президента, который якобы “переживает за народ”.
Зато высока вероятность дальнейшего повышения тарифов ЖКХ весной-осенью 2020 г. Например, за счет введения пресловутой “абонплаты” – начислений за подключение бытовых потребителей к инженерным коммуникациям.
Ранее этот вопрос неоднократно поднимался и откладывался, но не снимался с повестки дня. Логично ожидать, что в 2020 г. его опять попытаются протолкнуть через изменения в законодательстве.
Изменения (не)к лучшему
Целый ряд инициатив, подготовленных властью для сограждан, в 2019 г. не успели реализовать. Но это не значит, что о “реформах” забыли.
А значит, уже в наступившем году следует ожидать принятия нового дискриминационного Трудового кодекса, разрешающего увольнения без согласования профсоюзов, в отношении работников, которые находятся на больничном и в декретном отпуске, легализующего 12-часовой рабочий день и т.д.
Разумеется, автор новаций, министр экономического развития и торговли Т.Милованов – не акцентировал на них внимание.
Вместо этого он подчеркивал необходимость приведения Трудового кодекса в соответствие с современными реалиями – например, отмены пункта об обязательной выдаче молока на вредном производстве.
Хотя, кстати, и эта норма в свое время была введена не просто так, а на основе медицинских рекомендаций по охране труда. Но по сравнению с теми вещами, о которых Т.Милованов деликатно умолчал – это еще безобидные “цветочки”.
Похвальный здоровый цинизм продемонстрировал и премьер А.Гончарук – заявив, что новый ТК будет способствовать сокращению безработицы в стране. А то, дескать, у нас уволить плохого работника сложнее, чем развестись с женой, сетовал премьер 14 сентября на форуме YES в Киеве.
Как, по его мнению, возможность избавляться от сотрудников, просто указав им на дверь, будет стимулировать создание новых рабочих мест – глава правительства не уточнил.
Еще одно новшество было внесено в Верховную Раду в 2019 г. и будет рассматриваться и приниматься уже в наступившем году.
Речь о законопроекте №2458 с изменениями в закон о жилищно-коммунальных услугах.
Предлагается разрешить представителям предприятий ЖКХ “несанкционированный доступ” в квартиры и дома должников “для ограничения (прекращения) предоставления коммунальной услуг”.
Проще говоря, слесаря из ЖЭКа (очевидно, в сопровождении полицейских) будут приходить, выламывать двери и отрезать от воды и отопления, заваривая трубы прямо в квартире.
Данная инициатива уже получила поддержку в профильном комитете ВР по вопросам энергетики и ЖКХ, так что вероятность его принятия в наступившем году очень высока – несмотря на всю неоднозначность.
С одной стороны, действительно есть потребители, которые тупо не платят за ЖКХ – даже имея высокие доходы. И выбить из них долги через суды проблематично.
С другой – как уже неоднократно отмечалось, власть постоянно заставляет украинцев переплачивать за ЖКХ, используя различные схемы.
Поэтому у кого-то просто есть понимание ситуации и нет желания оплачивать выставленную сумму в полном объеме, а кого-то даже нет денег, чтобы удовлетворить непомерные аппетиты чиновников и руководства предприятий ЖКХ.
И здесь стоит вернуться к заявлению В.Зеленского на совещании 24 декабря по тарифам ЖКХ: “Ну не может так быть, чтобы платежка за коммунальные услуги для человека была в качестве приговора, не может человек отдавать 50–60%, а иногда и 70% за это от своей зарплаты”.
Снова манипуляция: “не может” вместо “не должно” и “не должен“. Ведь при прослушивании создается впечатление, что президент говорит о необходимости снижения тарифов ЖКХ. А при внимательном прочтении его фразы получается, что он отрицает, что нынешние тарифы являются высокими и непомерными для населения. И не требует их снижения.
Не менее манипулятивно выглядит инициатива о снижении налога на доходы граждан как физических лиц (НДФЛ). В частности, его предлагается отменить для физлиц в возрасте до 27 лет.
Соответствующий законопроект уже получил необходимую поддержку комитета по налоговой политике ВР. Но в отличие от законопроекта по “расправе” с должниками ЖКХ, его шансы на принятие ВР в 2020 г. – нулевые.
Да, председатель Государственной налоговой службы Украины Сергей Верланов в эфире одного из телеканалов 23 декабря анонсировал уменьшение налогового давления на маленькие зарплаты.
“В рамках объявленной на следующий год налоговой реформы, инициированной правительством и поддержанной Верховной Радой, будет рассматриваться вопрос изменения ставок налога на доходы физлиц. Все понимают, что шкала должна быть дифференцирована и на маленькие зарплаты налоговое давление должно быть уменьшено”, – сказал он.
Казалось бы, все прекрасно и нет места для двузначных толкований. Но тут надо послушать начальницу С.Верланова – министра финансов Оксану Маркарову.
Она в ходе выступления в ВР 3 декабря тоже говорила о снижении налогов. Но не столь категорично, как ее подчиненный.
“Налог на доходы физлиц — это первый налог, который нам надо снижать, как только мы получим такую возможность. И это будет одним из самых больших драйверов экономического роста. Если мы сможем снизить ставку, допустим, до 15%, это станет очень хорошим шагом для оживления бизнес-активности. Надеюсь, в 2020 г. бюджет будет перевыполнен, что создаст предпосылки для снижения НДФЛ“, – сказала О.Маркарова.
Итак, НДФЛ снизят, но если будет возможность. А ее может и не быть. Тогда не снизят. Глава Минфина назвала и необходимое условие: перевыполнение госбюджета в 2020 г.
Остается напомнить, что госбюджет 2019 г. оказался недовыполнен и в условиях ускорения падения промпроизводства в стране () нет никаких предпосылок для его выполнения (а тем более перевыполнения) в 2020 г.
В успехи детенизации экономики правительством А.Гончарука (еще один вариант увеличить наполнение бюджета) в 2020 г. тоже не верится.
И опять по той же причине: если ничего для этого не сделано в 2019 г., то и в 2020 г. ожидать изменений не стоит. Во всяком случае, при нынешних премьере и министре экономики.
Следует уточнить, что определенные подвижки для детенизации были сделаны в период премьерства В.Гройсмана и его предшественника Арсения Яценюка.
Сейчас же пошла обратная “волна”: бизнес снова уходит в “тень”, реагируя на жесточайший налоговый прессинг и новый расцвет коррупционных схем.
Но если нет драйверов для роста бюджетных доходов, то и перевыполнения бюджета точно не произойдет. И якобы обещанного снижения налога на доходы физлиц – тоже.
Ведь как мы разобрались, его никто и не обещал на самом деле. А значит, все будет как всегда.
Виталий Крымов, “ОстроВ“