Ляп с названием «минсмерти» – это не наша PR-выдумка, но патологическая фантазия самих руководителей новоиспеченного Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещённых лиц. На его сайте обозначено аббревиатуру на латинице – «mintot», что «по латыни» же звучит на слух, как «минсмерти» (tod – смерть), что даёт мне повод так называть эту правительственную структуру до исправления ляпа на «minIDP», то есть, «минпереселенцев», чего мы и ожидали от Правительства при организации этого министерства.
Известно, что как вы лодку назовёте, так она и поплывёт. Вторым ляпом для «mintot» стал публичный скандал на Учредительном собрании Громадськой Рады при министерстве 24 января 2017 г.
Когда поулеглись страсти, пиком которых стала драка, то на этом конкретном примере проявилась общая картина, отражающая всю глубину кризиса взаимоотношений общественности и ныне действующей в Украине власти, которая как раз взобралась на политический олимп благодаря подвигу общественных активистов на майдане в Киеве, а затем их участия в добробатах в зоне боевых действий, почему то называющейся: «АТО».
Немного ретроспективы. Первое Постановление КМУ, которое положило начало созданию Общественных советов (Громадських рад) при исполнительных органах государственной власти было подписано премьер-министром Януковичем ещё 15 октября 2004 года. Когда то мы, затаив дыхание отслеживали его проект, разработанный под давлением Европы и не верили, что такое может быть принято вообще.
До настоящего времени порядок формирования Общественных советов менялся несколько раз. То делали обязательным присутствие делегатов от райгосадминистраций, то ограничивали количество членов громрады, то разрешали любой состав.
Но, вот что надо подчеркнуть. Все эти Постановы были не о Громадських радах, а «Об обеспечении участия общественности в формировании и реализации государственной политики». Общественные советы изначально были, так сказать, побочным продуктом. Главным было то, что всего три института гражданского общества получали право подать заявку в орган власти на проведение консультаций с ними, а чиновники этого органа получали обязанность обеспечить проведение консультаций помещением и профильными специалистами.
Но тогда возникает вопрос: «Если Общественные советы не столь важны и консультацию с властью могут провести любые три организации, а их решения носит рекомендательный характер, то почему же все так стремятся попасть туда?»
Причин можно назвать много, а вот главная – одна. В 21 веке ясно обозначилось направление развития цивилизованного мира от представительской демократии к прямой. Этому способствует и технический прогресс. Я уверен, что скоро вопросы управления государством граждане будут решать через референдумы, голосуя электронными подписями через интернет.
Вот почему Общественные советы становятся всё более востребованными, причём, не только при органах государственной власти. Всё больше возникает независимых объединений граждан, читай – институтов гражданского общества. Их цель – реализация конституционного права граждан на управление государственными делами непосредственно, то есть методами прямой демократии.
Конечно, это не устраивает ныне власть предержащих в принципе, а нечистых на руку высоких должностных лиц с чемоданами налички под кроватью тем более. Поэтому они изо всех сил стараются нейтрализовать работу Громадських рад.
Именно конфликт интересов между общественностью и властью стал истинной причиной скандала при формировании Громадськой рады при министерстве.
Тем более, Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещённых лиц оказалось мультицентром проблем. Третий год подряд внутренне перемещённые лица (ВПЛ) лишены права голоса на выборах, как жертвы сталинских репрессий образца 1937 года. Второй год подряд ни Правительство, ни Верховная Рада не включают в госбюджет финансирования ранее принятых госпрограмм поддержки ВПЛ, превращая тем самым обещания государства в обман. Региональные программы поддержки переселенцев или не приняты или составлены формально. Это лишает переселенцев главного источника выживания – надежды.
Мало того, «mintot» предложил сузить работу с ВПЛ до пяти областей, тем самым нарушив права переселенцев, переместившихся в другие регионы Украины, в том числе и в столице. Вершиной же достижений министерства стал Проект Программы, предусматривающий финансирование предприятий на территории ЛНР и ДНР!?
Решение этих проблем и хотели поставить переселенцы в повестку дня будущей Громадськой рады. Но не руководители министерства.
Поэтому инициативная группа организовывалась тайно. А затем, по моему оценочному мнению, пригласили активистку-физкультурницу из Дарницкого района, чтобы проведя собрание, «провести» собравшихся. Ну, какое может иметь отношение к переселенцам человек, которая публично «ляпнула», что их организация проводит спортивные мероприятия на территориях, неподконтрольных Украине. А затем, после подсказки из зала, уточнила, что не на территории ЛНР/ДНР, а вдоль линии разграничения. Прямо сетку волейбольную натягивают вдоль линии огня и проводят дружественные матчи с комбатантами на той стороне. А под Авдеевкой, наверное, как раз проходит финал этого физкультпривета.
И не стыдно было ведущей собрание, будучи членом партии "Блок Петра Порошенко "Солидарность"", откровенно троллить людей, выехавших из-под обстрела в чём стояли, не только выжившие здесь, но и ставших действенным гражданским активом и пришедшие сюда за поддержкой? Это что, почерк ведущей политсилы? И всё это ради того, чтобы создать «ручной» Общественный совет, молчаливо позволяющий «осваивать» бюджетные деньги на строительство велодорожки в зоне обстрела?
А каким можно представить моральный облик руководства «минtot», давшего жёсткое указание протянуть решение о количественном составе Громрады в 35 человек при 109 заявках. Это напоминает методы фашистов в концлагерях – чтобы одному остаться в живых, нужно убить двух своих товарищей.
Всем тем же, кто фарисейски заявляет, что он считает необходимым иметь 35 человек в Общественном совете, скажу просто. Если вы не сговорились с чиновниками, то, значит, вы допускаете, что можете в совет не войти при честном голосовании. Значит это вам и не особенно нужно (не горит). Так уходите и не мешайте другим, кому это жизненно необходимо. Или мешать жить другим – это кредо вашей общественной деятельности?
Слава Богу, сообщество переселенцев оказалось выше чиновничьих интриг и не стало играть с шулерами по их правилам. А когда «титушки» покинули зал – организованно и успешно собрание закончили, показав свою гражданскую зрелость.
Текст і фото Звернення переселенців до ООН, Ради Безпеки ООН, Європарламенту, МВФ
Участники Учредительного собрания подписали и отправили Обращение в ООН о дискриминации переселенцев до уровня геноцида. Также отдали протокол Учредительного собрания на подпись министра. И, чтобы не прибегать к созданию «чёрной» рады ВПЛ при «слепо-глухо-немой» власти (термины заимствованы у Юрия Луценко, чтобы напомнить, к чему это приводит) – мы надеемся, что руководство министерства смогут осознать, что они сейчас являются индикатором отношений Правительства и общественности в принципе и смогут выдержать экзамен на состоятельность, как государственные деятели.
Фото с фейсбук С.Морозов
Переселенец (ВПО и беженец)
Сергей Морозов