2016 год стал для Луганщины более «урожайным» на преступления, чем предыдущий. По словам полицейских, это связано и с тяжелой экономической ситуацией, и с ведущимися боевыми действиями, «снабжающими» население оружием, и с ростом количества обращений граждан, не веривших ранее в способность полиции чем-то реально помочь. Только за полгода 2016-го на территории области открыто 5 тысяч 600 уголовных производств, что на тысячу больше, чем за аналогичный период прошлого года.
По словам исполняющего обязанности начальника управления криминальной полиции в Луганской области Виталия Тарасова, приоритетом в работе полиции остается выявление преступных групп и раскрытие тяжких преступлений – убийств, похищений людей с целью выкупа, угонов автотранспорта и случаев наркоторговли. Шлейф многих особо тяжких преступлений тянется с 2014-го года.
Процент раскрытых и отправленных в суд уголовных производств за год работы полиции составил 34,9% от общего количества – 43-х тысяч и 75-ти уголовных производств. Как отметил замначальника следственного управления луганской полиции Николай Шевердин, за год полицейскими окончено 6 тысяч 917 производств, из которых 1 тысяча 802 – направлено в суд.
Замначальника Главного управления Нацполиции в Луганской области Виктор Радак считает, что преступность в Луганской области «молодеет» и становится более дерзкой: «Преступления стали более дерзкие. По стране гуляет большое количество оружия. Мы изымаем оружие «КамаЗами». Это целые арсеналы».
«У каждого второго дома хранится по гранате. По одной, если повезет. А некоторые вообще арсеналы собирают. От пистолетов до противотанковых гранатометов. Естественно, что люди берут в руки оружие и идут на грабежи и убийства. Если оружие есть – оно в любом случае стреляет. Ситуация катастрофическая. То же самое творится в Донецкой области, а от нас стволы растекаются по всей Украине. Изымаем, препятствуем, но справиться пока не можем», – рассказал «ОстроВу» источник в правоохранительных органах Луганской области.
Луганщина по уровню преступности на сегодня, в соответствии с оценкой замначальника луганской полиции Виктора Радака, находится в «золотой середине» по сравнению с другими регионами Украины. При этом полицейский считает, что в области существует тяжелая экономическая ситуация, накладывающая свой отпечаток на количество совершенных преступлений.
Радак также отмечает, что полиция изменилась и не станет сомневаться, когда возникнет необходимость стрелять: «Мы не карательный орган. Мы предоставляем услуги населению и стали по-другому работать. Мы всегда открыты, готовы выслушать и помочь. Полиция стала другая. Если раньше сотрудники думали, когда предотвращали преступление, стрелять или не стрелять, то не стреляли бы. Сейчас будем стрелять. Мы готовы защищать свою Родину. Свой выбор мы уже сделали. Изменилось определенное мировоззрение полицейских в зоне АТО».
Возможно, именно отсутствие денег у населения и наличие огромного количества незаконного оружия стали причинами одного из самых громких убийств на Луганщине в 2016-м году. Двое злоумышленников в феврале расстреляли мэра города Старобельск Владимира Живаго.
Полиция рассматривала различные версии преступления, включавшие и хозяйственную деятельность, и политическую, и даже бытовые конфликты, но причина оказалась банальнее – грабеж. В Живаго стреляли трижды из пистолета Макарова. Два попадания оказались смертельными.
27 февраля полицейские задержали первого подозреваемого в убийстве мэра. Им оказался ранее судимый 22-летний житель Марковского района. По словам задержанного, убийство Живаго он совершил из корыстных побуждений. 18 апреля экс-глава луганской полиции Юрий Покиньборода сообщил о задержании сообщника убийцы. Сегодня оба преступника – под стражей.
Что касается именно грабежей, то уверенное первенство можно отдать неизвестному злоумышленнику, дерзко, быстро и без спешки «выставившему» ювелирный магазин в Рубежном в июле текущего года. Действуя под объективом следящей камеры и угрожая девушке-продавщице пистолетом с глушителем, преступник в медицинской маске вынес ювелирные изделия на сумму почти в 130 тысяч гривен.
ЧП «Касьянов», понесший материальные убытки, наверняка так же расстроен и сегодня, потому что полиция до сих пор обращается к жителям области с просьбой посодействовать в поимке «гангстера», предпочитающего пистолеты с глушителями. Кстати, как отмечают источники «ОстроВа» в правоохранительных органах, до начала боевых действий раздобыть оружие с глушителем было гораздо сложнее, чем сегодня.
Также не задержаны четверо мужчин в балаклавах, проникших в дом жителя Лисичанска 14 июля. Вооружившись пистолетом, преступники применили к 54-летнему хозяину дома метод «допроса с пристрастием», а именно надели на голову пакет, пытали электрошокером, кололи в ногу шприцем неизвестное вещество и выбили зубы. После такого «разговора по душам» пострадавший лишился валюты, золота и документов. Полиция просит помочь с поисками и обещает конфиденциальность.
«Такое чувство, что люди озверели. Раньше такого не было. Грабили, крали, убивали, да, все это было. Сегодня сплошь какие-то зверские случаи. Найти преступников в таких случаях крайне тяжело», – говорит источник «ОстроВа» в правоохранительных органах Луганщины.
Интерес вызывают луганские «наркобароны». Полиция и Служба безопасности Украины едва ли не каждый день отчитываются в уничтожении очередной плантации конопли или мака, а наркотиков в области меньше не становится. Отдельные случаи особо примечательны.
Так, на Луганщине была обезврежена преступная группа – четыре человека, занявшиеся изготовлением амфетамина. Примечательно, что идейным вдохновителем и руководителем преступной группировки стал осужденный пожизненно, сидевший под замком на территории исправительного учреждения за пределами Луганской области. В полиции говорят, что руководитель группировки – так называемый «криминальный авторитет», сумел сколотить мини-цех по производству «химии» с помощью телефона. Именно пользуясь мобильной связью, преступник координировал действия трех сообщников на территории Луганщины. Сейчас всех повязали, надежно упаковали за решетку и собираются осудить.
Еще одним действительно громким задержанием недавно отличились сотрудники СБУ и Управления внутренней безопасности Луганской полиции, повязав капрала полиции, несшего службу в батальоне специального назначения «Луганск 1». Капрал совместил деятельность по обеспечению правопорядка с откровенным нарушением этого самого правопорядка и законности, приторговывая в свободное от службы время марихуаной и амфетамином.
Прежде чем задержать наркокапрала, правоохранители задокументировали четыре факта продажи наркотиков зависимым жителям Северодонецка. «Приняли» «борца» с преступностью прямо в подъезде собственного дома во время продажи двадцати граммов марихуаны и пяти граммов амфетамина. Заглянув в гости к задержанному, полиция нашла оборудование и химические реактивы для изготовления амфетамина.
Судя по отчетам полиции, количеству сожженных летом 2016 года наркоплантаций могли бы восхититься даже колумбийцы, рождающиеся в окружении листьев коки. Казалось бы, война могла помешать луганским наркоагрономам, но нет.
По информации начальника управления криминальной полиции Виталия Тарасова, всего за полгода полицией обследовано полтысячи приусадебных участков. На 80-ти из них обнаружены посевы наркотических растений. 221 лицо привлечено к ответственности. Имущество «наркобаронов» арестовано на сумму 233 тысячи гривен. А вот суммы, полученной от теоретической реализации сожженной в области наркоты, могло бы хватить на погашение внешнего долга какой-нибудь отсталой страны.
10 июня – «накрыт» притон в Лисичанске, где местный житель в течение четырех лет выращивал «Красного дракона» – элитный сорт марихуаны. 8 июля – полиция «накрыла» теплицу по выращиванию сортов элитной конопли в Новодружеске. Стоимость изъятой марихуаны по ценам «черного рынка» – полмиллиона гривен.
В этот же день сожжено два гектара конопли в Белокуракинском районе. 12 июля – три тысячи кустов конопли уничтожено в селе Лозно-Александровка. В середине июля полиция обнаружила под Северодонецком явно не бесхозные посевы конопли площадью более пяти гектаров. Посев наркосодержащих растений осуществлялся с помощью агротехники. По ценам «черного рынка» стоимость этого урожая превысила бы несколько десятков миллионов гривен. Приведенные примеры – малая часть от нещадно выкорчеванного и сожженного полицией области.
Не дремлют мошенники: за полгода зарегистрировано 345 «успешных» случаев с использованием интернета, банковских карточек и мобильной связи. Неизвестные представляются сотрудниками полиции, требуя деньги за «попавших в беду родственников» потенциальных жертв. Процветает завладение средств с банковских карточек под предлогом покупки товаров в интернете и завладение деньгами с картсчета под предлогом общения с сотрудником банка. Преступники требуют назвать пин-код и реквизиты карты, угрожая блокировкой счета. По словам Тарасова, «по мошенничеству раскрываемость низкая».
Печальной остается статистика дорожно-транспортных происшествий в области. В 2016 году ситуация с безопасностью на дорогах значительно ухудшилась – количество ДТП с пострадавшими возросло почти на 30%, а травмированных – на 32%.
С начала года произошло 202 ДТП, в которых 19 участников дорожного движения погибли и 270 получили травмы. Главными причинами аварий стали лихачество и вождение в пьяном виде.
Одно из самых жутких ДТП произошло 10 июля в Новодружеске. Водитель грузовика с прицепом, в котором находилась горячая смола, «не выбрал безопасную скорость движения», из-за чего прицеп опрокинулся.
Опрокинулся настолько неудачно, что облил смолой 10-летнюю девочку, находившуюся на обочине. Ребенок погиб от травм и ожогов. Врачи могли лишь констатировать смерть.
Напоследок – капля саркастического позитива и первое место в номинации «Клоун года». Ситуация, мягко говоря, обыденная, но оттого не менее комичная. 12 апреля тогдашний городской голова Северодонецка Григорий Пригеба очень нецензурно и эмоционально провел задержание и доставку в отдел полиции крайне нетрезвого гражданина в полицейской форме, попутно запечатлев это действо на видеокамеру.
На видео можно отчетливо рассмотреть, как чиновник находит полицейского в звании капитана в районе 6-ой школы. Правоохранитель сидел на корточках, опершись об дерево, и пытался кому-то позвонить.
По дороге в отдел полиции, пьяный гражданин заявил, что его имя – Максим, сам он киевлянин, а в местном отделении полиции работает психологом. Молодой человек также утверждал, что его отец – «зампрокурора» в звании «полковника», а живут они в «хорошем доме».
«Ты какого х.. пьяный в форме шаришься?», – пытался в ответ на заявления Максима достучаться до сознания и совести собеседника экс-мэр.
В полиции выяснилось, что никакой «Максим» не Максим вовсе, а 35-летний местный житель-предприниматель из Северодонецка, который из-за ссоры с женой хотел ей доказать, что «он лучший». Вспомнив свою давнюю мечту стать представителем закона, мужчина купил себе форменную одежду в военторге, а документ, который похож на удостоверение милиционера старого образца, распечатал с помощью цветного принтера.
По словам «полицейского», он в форменной одежде пришел к одной из гостиниц города и забрал свой телефон, который он забыл накануне, что, впрочем, неудивительно, учитывая состояние, в котором «страж закона» попал в руки дотошного Пригебы.
На этом история могла бы и закончиться, но «полицейский Максим» не получил бы почетную номинацию, если бы не «запалился» еще раз в июле. Снова в форме и снова в нетрезвом состоянии. Изменились лишь декорации – озеро Парковое города Северодонецк, где нашего героя и задержал патруль, первоначально заинтересовавшись неадекватностью поведения человека в форме.
Сейчас в отношении молодого человека составлен административный протокол по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 178 КоАП Украины «Распитие пива, алкогольных, слабоалкогольных напитков в запрещенных законом местах или появление в общественных местах в пьяном виде». Материалы по факту незаконного ношения форменной одежды, направлены в следственное подразделение для дачи правовой оценки. В общем, сильно накажут вряд ли. Да и не за что пока.
Остап Городенко, «ОстроВ»