Рождество по новому стилю- еще один шаг к цивилизации
Правда, завершённым шаг можно считать, когда к первой, начавшей ступать, ноге успешно приставляется вторая. И между ног ничего не мешает.
Объявление в Украине 25 декабря с 2017 года рождественским праздничным днём – есть, несомненно, началом ещё одного шага к мировой цивилизации или, как говорится, – в Европу. Одной ногой. Вторая пока «увязает» в неотменённом празднике 7 января в 2018 году. В результате мы получаем как бы два Рождества, наподобие двух дат Нового года. 1 января наступает Новый год, используя термины СССР – «по новому стилю» или по Григорианскому календарю, введенному декретом Ильича ровно сто лет назад в 1917 году. Не символично ли? А с 13 на 14 января любители попраздновать отмечают также Новый год по старому стилю или, как у нас каламбурят, «Старый Новый год».
Надо с удовлетворением сказать, что этот решительный, скажу больше – революционный как сто лет назад шаг отважилась первой сделать светская власть Украины, открывая путь для духовной, которая не сподобилась на это как за эти сто лет в масштабах СССР, так и за четверть века независимости Украины. Таким же решительным завершением шага второй ногой станет законодательная отмена 7 января как праздничного рождественского дня уже в 2019 году. Если украинское духовенство не «запутается» между двумя ногами (имею в виду слово путы, а не Путина).
Переход к празднованию Рождества 25 декабря в Украине не есть данью католической церкви. И разница в датах Рождества вообще не есть отличием католицизма (лютеранства, англиканства и пр.) от православия, как многие у нас считают в силу своей дремучести. Это внутреннее противоречие самих православных церквей.
Приведу курьёзный случай. Как то мои друзья поехали в Стамбул на новогодние каникулы и решили зайти в резиденцию Вселенского Патриарха помолиться на Рождество. Но на вопрос: «Когда лучше прийти на Рождественское богослужение? 6 января вечером на всенощную или на заутреннюю службу 7-го?» – получили шокирующий их ответ, что Рождество Вселенская Патриархия уже давно отпраздновала 25 декабря. Вместе с другими православными церквами – Греческой, Болгарской, Румынской, Эфиопской, да и всем христианским миром. И только «дикие россияне» да армяне празднуют Рождество 7 января. Парадоксальным было то, что этот факт им объяснил рыжий попик, говорящий без акцента на русском языке.
Получается, что всё дело не в вере, а в астрономии. Астрономический Год – это полный оборот планеты Земля вокруг звезды Солнце. При этом Земля делает 365 оборотов вокруг собственной оси (оборот – сутки), плюс четверть оборота «с хвостиком». То есть на 1 января будущего года «не долетает» до исходной точки солнечной орбиты примерно четверть оборота (суток). И календарно год начинается на 6 часов раньше астрономического. За четыре года земля «не долетает» до астрономической точки начала года уже на один полный оборот вокруг своей оси, то есть на полные сутки. Поэтому и придумали високосный год на один день дольше, приводя раз в четыре года календарный год в соответствие с астрономическим. Без високосного года за двести лет 1 января перешло б уже на летний сезон. А чтобы учесть «хвостик» недолёта – в Григорианском календаре на 400 лет сделали не 100, а 97 високосных годов.
Астрономический год, благодаря наклону оси Земли к своей орбите вокруг Солнца ярко выражается в сезонах и длительности дня и ночи. Поэтому язычники не имели разногласий между астрономическим годом и своим календарным. Просто они определяли начало практического календарного года астрономически – по дням зимнего и летнего солнцестояния, то есть, по самому длинному дню летом и самой длинной ночи зимой, когда Земля находится в апогее или в перигее на своей орбите. Или по дням весеннего и осеннего равноденствия. И многие календари древних египтян, евреев, греков так и велись. Причём, каждый имел своё начало летоисчисления «от начала мира».
Но вот знаменитый Юлий Цезарь ввёл новый календарь с 1 января. Позже было введено летоисчисление от Рождения Христа (р.х.). Кстати в СССР это обозначалось как Наша Эра (н.э.). И Ваш покорный слуга с позором признаётся, что узнал о том, что н.э. и р.х. это одно и тоже уже будучи студентом. Вот так мы в СССР были изолированы от мировой цивилизации и культуры.
Но вернёмся к Юлианскому календарю. В нём не был учтён «хвостик» к четверти суток «недолёта» и високосные года шли каждые четыре года. Что привело за полтора тысячелетия к погрешности календарного года от астрономического в две недели. високосного года. И календарный Новый год начал постепенно перемещаться от зимы к сезонной осени.
Тогда в 1582 году Римский Папа Григорий ХІІІ исправил положение и «вернул» 1 января на своё «зимнее» место, а Рождество – на начало увеличения (а для приполярья, буквально на рождение) светового дня, как это раньше соответствовало яязыческим традициям «рождения» солнца. А что бы календарный год больше «не убегал» от астрономического – уменьшил количество високосных годов до 97 на 400 лет.
Но не все церкви на это согласились. И не все государства. Папа Римский и Вселенский Патриарх успели за полтора тысячелетия предать друг друга анафеме. От католиков откололись англикане, лютеране и прочие протестанты. Во многих странах отколовшиеся религии стали государственными и поэтому верный астрономически Григорианский календарь с трудом пробивал себе дорогу. В Российской империи, где православие имело статус государственной религии, действовал Юлианский календарь. В.И. Ленин хоть и ввёл государственное летоисчисления по Григорианскому календарю, но оставил отделённой от государства церкви право решать этот переход самостоятельно. Но даже после развала СССР и русская и украинские православные церкви так и осталась в прошлом, обрекая своих прихожан «грешить» на светский Новый год скоромным праздничным столом. Мало того, через сто лет Рождество по Юлианскому календарю будет праздноваться уже 8 января. И это уже никакой логикой не объяснить.
Добавлю к общей картине точные штрихи. Конечно, вращение Земли вокруг своей оси не совпадает с вращением вокруг Солнца на кратное количество раз. И в мире современной цивилизации, нуждающейся в сверхточных глобальных системах морской, авиа и космической навигации каждый год происходит глобальная синхронизация времени со сдвигом на доли милисекунд. Этим занимаются глобальные международные службы. Мир живёт по единому астрономическому времени, а рядовые люди просто не замечают, что одна минута в году стала у них вдруг на полсекунды длиннее.
Но вернёмся от астрономии к теологии. Мы выяснили, что празднование Рождества 25 декабря не является содействием светской власти Украины католической церкви. Это открытие пути к единому культурному пространству со всем цивилизованным миром, в том числе и для украинского духовенства. Способными ли окажутся УПЦ КП, Автокефальная церковь, Грекокатолики и другие клерикальные институты, праздновавшие Рождество 7 января, провести свои соборы и определиться с празднованием Рождества 25 декабря, сделав выбор между архаичным миром русским и вселенским христианским миром, который идёт по пути сближения? А также открыв возможность светской власти уже в 2019 году отменить 7 января, как праздничный день, каких у нас и так много. Это, наконец, оторвёт Украину культурно от России в пользу Европы откроет большие возможности для единения украинских христианских церквей. Или наше духовенство «запутается» между шагами светской власти, мешая ей двигать страну в культурное пространство мировой цивилизации?
Уверен, большинство прихожан УПЦ МП, которые при СССР были сомневающимися атеистами, а сейчас стали сомневающимися верующими, без вопросов будут праздновать 25 декабря и работать 7 января по календарю. Опасаюсь другого – что хитрые ВВП и ПК сориентируются быстрее и РПЦ опередит УПЦ и в этом деле.
С революционным Рождеством по новому стилю.
Ваш Морозов С.И.
P.S. Интересно, а наш ПАП будет поздравлять христиан один раз с Рождеством, или два раза, как всегда, «раскорячив» ноги в неопределённости?