Активисты Громадського Контроля провели анализ публичных закупок в 10 самых крупных городах Донецкой и Луганской областей, которые располагаются на подконтрольной Украине территории. Мониторинг осуществлялся в рамках проекта “Укрепление общественного доверия (UCBI II)” при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
С учетом того, что для восстановления этих городов нужны значительные финансовые ресурсы, интересно увидеть, как избранные и нанятые менеджеры местного самоуправления использую имеющиеся бюджеты.
Первое. Бюджеты, которые в этих городах тратят на закупки, крайне неравноценны. Так, в Мариуполе по процедуре открытых торгов было потрачено более 1 млрд. грн. за 2017-й год, а в то же время в Рубежном всего – 5 млн. грн. Что указывает на разрыв в объемах финансирования и доходах сравниваемых городов.
С другой стороны, в Бахмуте, Славянске и Покровске количество жителей приблизительно одинаковое, но объемы закупок почему-то демонстрируют значительный разброс. Так, население Бахмута в 1,5 раза меньше, чем Славянска, но тратят в Бахмуте почти на 60% больше. Или, например, в Покровске живет всего на 20% меньше жителей, чем в Бахмуте, но при этом Бахмут закупает по открытым торгам почти в 3 раза больше, чем Покровск.
Второй фактор, это процент открытых торгов, которые состоялись. Для того, чтобы состоялись открытые торги, необходимо, чтоб минимум два участника приняли участие в тендере. Как видно из инфографики “живого” бизнеса, готового работать с государственными закупщиками не так уж и много, в большинстве городов только на 50%-60% закупок набирает 2+ участника.
Третий фактор – это готовность местных менеджеров местного самоуправления снизить допороговые закупки. Проведение закупок до 200 000 грн. на товары и услуги и до 1,5 млн грн. на работы зависит от решения менеджеров местного самоуправления. Очень часто закупщики на местах, чтоб не проводить закупку по конкурентным процедурам намеренно разбивают ее на части и проводят без тендера. Как видим из графиков, в Покровске (Красноармейск) и Лисичанске почти все закупки проходят именно так (без конкуренции). В городах, которые сейчас являются областными центрами, – Северодонецк и Краматорск – ситуация не намного лучше. Там конкурентных допороговых закупок всего 22% и 23% соответственно.
Четвертое. Объем допороговых закупок достаточно большой. К примеру, в Краматорске за 2017 год допороговых закупок прошло на 259 млн. грн. При этом по конкурентным процедурам – всего на 42 млн. грн. В Покровске (Красноармейск) неконкурентных допороговых закупок прошло на 253 млн.грн. Если бы данные закупки шли по конкурентным процедурам, то экономия могла бы составить до 10%.
Лисичанск же в 2017 году провел до допорогового барьера по конкурентной процедуре закупки за бюджетные средства на сумму всего 193,2 тыс. грн.
Читайте по теме: Луганская ОГА шестая с конца в Рейтинге прозрачности бюджетных закупок! Как реформироваться?
***
Активисты Громадського Контроля рекомендуют менеджерам местного самоуправления перед тем как рассказывать, что не хватает денег на те либо иные вопросы, научиться жить в рыночной экономике и путем конкуренции уменьшать издержки:
1) Обратить внимание структурных подразделений и коммунальных предприятий на необходимость проведения допороговых процедур закупок;
2) Привлекать бизнес из других областей для участия в местных торгах;
3) Проводить обучение для тендерных комитетов, чтобы они перестали систематически нарушать закон.