Споры вокруг Нобелевской премии по литературе 2019 года австрийского писателя Петера Хандке стали предметом новой пьесы театральной труппы в Косово, сообщает BIRN. Награда Хандке вызвала споры из-за его прошлой поддержки режима сербского лидера Слободана Милошевича — он даже произнес панегирик на похоронах Милошевича — а также из-за отрицания Хандке массовых убийств боснийцев-мусульман во время боснийской войны 1992–1995 годов. В одной из сцен англоязычной пьесы, премьера которой состоялась 3 июня в Приштине, а премьера состоится сегодня в Белграде, актер задается вопросом, что случилось бы с Джорджем Оруэллом, если бы он произнес панегирик на могиле Адольфа Гитлера.
В новой пьесе с участием актеров и съемочной группы со всех Балкан, Италии и Франции разгорается полемика вокруг Нобелевской премии по литературе 2019 года Петера Хандке и ставится вопрос: «Можем ли мы отделить искусство от художника?»
Некоторые противоречия никогда не стареют, а некоторые всплывают на поверхность в другой форме.
Именно это произошло в прошлую пятницу в столице Косово Приштине, когда фурор вокруг Нобелевской премии по литературе 2019 года австрийского писателя Петера Хандке был переупакован для театра.
На сцене была не столько работа Хандке, сколько слова и действия человека, произнесшего панегирик на похоронах сербского диктатора Слободана Милошевича в 2006 году и поставившего под сомнение массовые убийства боснийцев-мусульман во время боснийской войны 1992-95 годов. .
Его Нобелевская премия, отмеченная в Сербии и в части Боснии, где преобладают сербы, подверглась критике в других частях бывшей Югославии, где Хандке считается апологетом идеологии Великой Сербии, которая подпитывала войны.
Решение Шведского Нобелевского комитета вызвало споры о том, можно ли рассматривать и оценивать работу писателя независимо от его или ее моральных или политических взглядов.
Режиссер Блерта Ррустеми Незирай сказал, что нет.
«Наша позиция ясна: фальсификация правды, отрицание геноцида и поддержка военных преступников не могут быть «проданы» публике как «литература», — сказала она BIRN. «И эти точки зрения не могут рассматриваться и допускаться в рамках концепции «художественной свободы».
Премьера спектакля состоялась 3 июня в Приштине, а в четверг он прибудет в Белград, столицу Сербии.
Выступал в поддержку военных преступников
Проект Handke, исполняемый на английском языке, является совместным проектом компании Qendra Multimedia из Приштины, итальянского Mittelfest и Teatro della Pergola, немецкого театра Дортмунд и Национального театра Сараево и Международного театрального фестиваля – Scene MESS из Боснии и Герцеговины.
Он начинается со слов актера на сцене, который призывает всех в зале, кто считает себя «фашистом, гомофобом или противником рома», уйти. Сцена простая — платформа в виде могилы, вокруг которой усеяны следы.
Сцена ясно напоминает страдания 1990-х годов, когда около 140 000 человек погибли в войнах в Хорватии, Боснии и Косово.
Хандке, чья мать была из Словении, поставил под сомнение ответственность сил боснийских сербов за зверства, совершенные во время их 1425-дневной осады Сараево, и, когда войны в Боснии и Хорватии закончились, в 1997 году опубликовал книгу под названием «Путешествие в Риверс: справедливость для Сербии». Он высказался в поддержку политического лидера боснийских сербов военного времени Радована Караджича и военного главнокомандующего Ратко Младича, осужденных за военные преступления, включая геноцид.
В июне 1999 года, через несколько дней после того, как Милошевич был вынужден вывести свои войска из Косово после 11 недель авиаударов НАТО, направленных на прекращение убийств и изгнания гражданских лиц из числа этнических албанцев, Хандке получил югославский паспорт.
Семь лет спустя, когда Милошевич скончался в своей камере в Гааге во время судебного процесса по обвинению в военных преступлениях, включая геноцид, писатель произнес речь на похоронах Милошевича в его родном городе Пожаревац.
В пьесе один актер спрашивает, что было бы, если бы такой писатель, как Джордж Оруэлл, произнес панегирик на могиле Адольфа Гитлера.
Человек в первую очередь
Шведская академия защитила свой выбор Хандке, получившего признание критиков романиста, эссеиста и драматурга, а также сценариста в фильме Вима Вендерса 1987 года «Крылья желания». В мандат Академии не входит «балансировать литературное качество с политическими соображениями», говорится в нем; Сам Хандке отказался обсуждать полемику, отметив: «Мне нравится литература, а не мнения».
Пьеса Ррустеми Незирай, однако, исходит именно из вопроса об оценке искусства художника, «растоптавшего границы человеческого достоинства».
«Мы рассматриваем Хандке не как писателя, а как Хандке как явление европейского лицемерия и невежества», — сказала она BIRN.
Один из актеров, Эйла Бавчич из Боснии, сказала, что художник не может прятаться за своим искусством.
«Я думаю, что мы в первую очередь люди, а после этого мы художники, или кем бы мы ни были», — сказал Бавчич BIRN через несколько минут после премьеры, явно измученный усилиями и эмоциями выступления.
«В какой-то момент ты должен раскрыть себя, кто ты есть, хороший ты или плохой. Вы не можете спрятаться или вы не можете солгать с искусством».
Двухдневный забег в Белграде
Помимо Бавчича, в состав «Проекта Хандке» входят французский актер, родившийся в Косово, Арбен Байрактарай, Адриан Морина и Верона Коксха из Косовского национального театра, Аня Дрлевич, которая живет в Белграде, но родом из Черногории, и Клаус Мартини из Италии.
Сам процесс осложнялся наследием кровавого распада Югославии.
Из-за того, что Босния из-за возражений боснийских сербов не признает Косово, Ррустеми Незирай сказал, что получение косовской визы для Бавчича было «борьбой».
Затем проект покинули трое сербских актеров, «поскольку они посчитали это деликатной темой».
Однако драматургом проекта является известный сербский драматург Биляна Срблянович, а спектакль должен появиться в белградском театре «Битеф» 9 и 10 июня, а затем отправиться в Италию, Германию и Боснию.
Предыдущие культурные мероприятия, посвященные роли Сербии в войнах 1990-х годов, иногда сопровождались протестами правых националистов в Белграде.
Ррустеми Незирадж сказала, что надеется, что публика оставит «хорошее впечатление», но не обязательно, что она «согласится с тем, что мы говорим на сцене».
«И, конечно, если публика выйдет раздраженной из-за глупостей Петера Хандке и Нобелевского комитета, это будет идеально», — сказала она. «Но они также могут выйти раздраженными из-за нашего подхода».
«Я бы не хотел, чтобы они ушли с шоу расслабленными и полными энтузиазма по поводу «идеального мира, в котором мы живем».
«Все виды реакций законны, если они не являются насильственными».