День Победы в Украине: власть и народ

День Победы в Украине: власть и народ

(ответы на вопросы газеты «Вести»)

 

  1. Почему в Украине власть пытается снизить значение Дня Победы? Чем обусловлена эта тенденция – вновь открывшимися фактами, идеологическими факторами, внешним влиянием?

Принижение Дня Победы в нашей стране как системное явление фиксируется с 2014 года. Это было резким контрастом с политикой исторической памяти, которую официально проводила Партия регионов, делавшая ставку на корыстную приватизацию этого исторического события. Если оттолкнуться от Вашего вопроса, то главную роль здесь играли идеологические факторы и внешнее управление, в реальной действительности, сливающиеся в единое целое под сигнатурой политического бизнеса.  Если говорить об идеологии, то День Победы объективно противостоит тому правому крену в украинской политике, который наблюдается с 2014 г. Он противостоит этническому национализму и идеологической нетерпимости. В Дне Победы заложен огромный освободительный заряд. Ведь Победа – это дело народа. Поэтому она имела и антисталинские тенденции. Она благотворно сказалась на развитии советской культуры в послевоенное время. Можно сказать, что народ в Победе почувствовал свою подлинную субъектность. И пиковым выражением этого освободительного потенциала стал выход человека в космос.

 

На фото Глава Луганской ОГА Сергей Гайдай на билборде в Лисичанске приуроченном ко Дню Победы

 

 

Западные кураторы украинского руководства  заинтересованы в том, чтобы превратить Украину в анти-Россию. Средствами здесь выступают разрыв исторической связи с советской общностью, декоммунизация, окарикатуривание социалистического прошлого. Культивируется уродливое слово «совок», которое как раз и есть символическим плевком в своё прошлое. История Украины периода Второй мировой войны вырывается из реального контекста и помещается в более широкий искусственный контекст. Предшественниками украинской государственности объявляются правые политические движения, имевшие родство с фашизмом и национал-социализмом (ОУН с её подразделениями).  Раздуваются негативные решения советского командования и предаются забвению совместные с нацистами акции украинских националистов.

Когда слушаешь выступления В. Зеленского по этому поводу, то сразу возникает вопрос: «А какая же сила освободила Украину?» Он запинается и не может произнести название Красной Армии. И запинается он при чтении не случайно, ибо во всем этом есть доля морального предательства. Победа была делом всех народов бывшего Советского Союза, делом всей общности, которая не без основания называлась советским народом. Когда он вспоминает генерал-лейтенанта К. Н. Деревянко, подписавшего с советской стороны акт капитуляции Японии, то забывает, что был он не только украинцем, но и советским военачальником. И так по всему списку.

Реальное празднование Дня Победы в этом году, как и в прошлом, показывает, что этот праздник остался народным. Своим выходом на улицы люди показали отношение к попыткам властей переломать через колено их историческую память.

  1. С чем в первую очередь связаны различия в отношении к Победе со стороны Европы, США, России и какой из этих вариантов ближе всего Украине и почему?

Думаю, что этот вопрос навеян злобой дня. Директор Украинского института национальной памяти Антон Дробович в «Украинской правде» опубликовал статью «Побеждают те, кто помнит правду». Формально текст посвящен двум концепциям исторической памяти – европейской и российско-советской. Первая якобы исполнена скорби о всех погибших и своим рефреном имеет заклинание «Никогда больше!», а вторая имеет девизом – «Можем повторить!» Отсюда рассуждения в духе современной политической теологии о том, что вторая концепция агрессивна и несет угрозу миру во всем мире, а вторая – утверждает мир и взаимопонимание.

Реально все рассуждения А. Дробовича направлены против 9 Мая как Дня Победы. В тексте Красная Армия, как главная сила, разгромившая фашизм в коалиции с другими народами, даже не упоминается. Говорится о мародерстве и насилиях в Европе. О насилии, массовых казнях, газовых камерах, концлагерях со стороны нацистов, их союзников и приспешников А. Дробович даже не упоминает.

В целом эту скучную статью можно считать бледным вкладом в фальсификацию истории. Этой статьей он пытается приучить украинцев быть европейскими овечками, вздыхать о жертвах, молиться и возлагать цветы и забыть о той части мировой войны, которую их деды и отцы считали Великой Отечественной, ибо в ней решался вопрос их существования как исторической общности. И не просто общности исторической, а просто биологического существования их народа.

Разные традиции празднования Победы над фашизмом связаны с разной политикой исторической памяти в разных странах. В США 8 мая празднуют V-E Day, то есть День Победы в Европе. 2 сентября в США отмечают Victory over Japan Day (День победы над Японией). Встреча советских и американских солдат на Эльбе осталась светлым воспоминанием в истории. А победа над Японией омрачена памятью Хиросимы и Нагасаки. В Европе официальные мероприятия проходят 8 мая и в основном окрашены в поминальные тона.

В истории СССР День Победы был нерабочим с 1947 по 1947 гг., а затем с 1965 г. Конечно, КПСС использовала этот праздник для своей легитимации. Но этот праздник отвечал и народным ожиданиям. В современной России путинский режим стремиться приватизировать Победу, превратить память о ней в оправдание своей политики. На народном же уровне в республиках бывшего Советского Союза праздник Победы – это и память о нашем историческом единстве, которую ничем не стереть.

  1. Какую политику по отношению к Победе следует формировать политической и культурной элитам Украины сегодня?

Если возможно это слово применить к политике, то она в этом случае, прежде всего, должна быть честной. Честность включает в себя правдивость, системность, интересы большинства народа. И историческая память должна давать перспективу. Для перспективы нужно быть историческим субъектом. Победа и есть выражение народной субъектности.

У Украины сложное историческое наследие. Его нужно понять, но далеко не все в этом наследии можно простить. Память и не есть примирение со всем. Дивизии СС являются преступными структурами и нечего прикрывать дивизию СС «Галичина» эвфемизмами типа «Украинская дивизия». Тем более, нечего властям благоволить их политическим наследникам, а потом делать круглые глаза и открещиваться от их парадов. Преступной структурой было и советское НКВД, которое своими репрессиями толкало западных украинцев в ряды УПА. Волынская резня была преступление против человечности. И тут властям тоже нечего брать на себя ответственность за преступников. Это касается и польской стороны.

Понимание истории не должно подчиняться чужим схемам. В рамках Второй мировой войны был особо значимый период, который в советской историографии получил название Великой Отечественной войны. Для наших отцов и дедов, которые сражались с фашизмом, это действительно была и Великая и Отечественная война. В ней речь шла не просто о политической победе того или иного строя. Для народов СССР это была война, в которой решался вопрос их биологического существования. Поэтому запрет на концепцию Великой Отечественной войны – это фальсификация истории.

Победа должна быть символом свободы и достойного осмысленного будущего.

Илья Кононов, социолог   ostrovok

 

 

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *